Добрая мама

Добрая мама
Добрая мама

Образ матери — это образ преданный, жертвенный в своей материнской любви женщины. Мать по-чести называли святой, она была главной хранительницей рода.

Материнство — синоним человечности, добра, жертвенности, что воспевается в литературе. Но не только писатели и поэты, но и весь мир, разные народы почитают матерей и поклоняются им, благословляют это величественное и нежное имя — Мамочка, Мама, Мать, Мадонна!

Архетип матери тесно связан с той частью психики, которая остается в плену природы: поэтому часто применяется выражение «Природа-мать». Представление о «Земной Матери» в совокупности ее положительных и отрицательных образов, в типичных мотивах, зафиксировано в сказках, которые являются «портретами человеческой души».

Противоположным полюсом Природы-Матери есть Дух-Отец. Архетипы отца и матери составляют два главных принципа Бугге, логос и эрос, Янь и Инь: они существуют вместе, образуя единое целое или противостоя друг другу. Отец олицетворяет активную, творческую основу, мать — восприимчивость, заботливость, поддержку. (Если же мать пренебрежительно относится к своему ребенку или душит его своей чрезмерной любовью, ребенок воспринимает ее как деструктивную силу). С возрастом материнский образ объединяется с образами других людей. Например, человек проецирует материнский образ на любимую женщину.

Родная матушка в сказках ассоциируется с добрыми матерями, которые по тем или иным причинам умирают, а дочери оказываются очень похожими на них, такими же милыми, нежными, отзывчивыми. По выводам исследователей, мачеха в сказках, как «Василиса Прекрасная», «Баба-Яга» является противоположной стороной материнского, сверхъестественного и архетипного образа. Новая жена папы делает зло, но в определенных пределах. Образ ведьмы или мачехи своим негативным влиянием приводят не только к деструктиву для главной героини сказки, но и к изменениям и обновлениям. Об этом прямо не говорится, но сказка же имеет счастливый конец. Так, замаскированный под ведьму или мачеху, образ матери помогает дочери побороть жизненную ситуацию, понять ее причины и последствия. Например, в сказке братьев Гримм «Гензель и Гретель» ведьма оказывается главной фигурой, дает, приносит, кормит, способствует выживанию. Вспомним пряничный домик, который грызут голодные братик и сестренка. Также злая мачеха, которая бросает детей в лесу, выполняет стимулирующую к действию роль — дети начинают активно искать в себе силы, как выйти из затруднительной ситуации. Как отмечал Юнг: «Злой дух, строит козни, подталкивает человека к бегству, нарушение запрета и тем самым начинает его путешествие».

Когда ребенок слушает сказку, он бессознательно разделяет образ матери на злую и добрую, мать для него — сердечная фея, крестная, а мачеха, ведьма. Баба-Яга — всегда злая, нехорошая женщина. В сказке «Золушка-образ матери заменяет образ волшебной феи, готовой поддержать и помочь. Слушая сказки из поколения в поколение, девочки впитывают стереотипы полового поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут стремиться в выборе спутницы жизни, матери своих детей.