Мамы разные нужны, мамы всякие важны

Мамы разные нужны, мамы всякие важны
Мамы разные нужны, мамы всякие важны

Итак, обязательный образ, на котором держится любая культура — это положительная женщина-мать. Слушая или читая сказку, ребенок убеждается, что матушка всегда добра, а женщина, что ее заменяет — зло. Девочка стремится увидеть, и наблюдает, хорошие черты сказочной мамочки в своей собственной, и подсознательно боится оказаться в ситуации, когда ее будет воспитывать чужая ей женщина. Может, поэтому дети любят своих мам и так хотят быть на них похожими!

Но неправильно было бы думать, что народное, а также литературное творчество воспевает всегда замечательных мам, ведь мачехи — всегда злые и уродливые. Не случайно каждая современная мать имеет в своем книжном арсенале (или хотя имеет такую ​​возможность) не только сказки с бело-черными красками добрых-злых женщин. Девочки и мальчики могут узнать своих мам или даже матерей своих друзей из других источников. Так, детские писатели берут на себя смелость критиковать, например, слепую материнскую любовь, снисхождение, баловство ребенка, определенные педагогические ошибки. Таков образ Медведицы в стишке А. Стоит «Медвежья-невежесть»:

Медведица бурая

три дня ходила Хмурая.

Три дня горевала:

— Ах, какая дура я:

Сынка избаловала.

А стишок С. Маршака «Сказка о неразумном мышонке» изображает нерадивую мать, что искала для своего ребенка няню, неблагоразумно подвергая малыша на очевидную опасность. Такую мать можно осуждать, но и хочется пожалеть. Ведь она так убивается и страдает, не найдя своей крохи в кроватке. «Моя матушка не такая, — думает ребенок, слушая такую ​​сказочку. – Моя, рядом и никому меня не отдаст! И она лучшая! Я не буду капризничать, чтобы она меня не оставила на кого-то другого». И как бывает больно, когда родная мама не хочет говорить, отворачивается, ругает, а то и бьет малыша.

Антиподом для женских образов могут быть такие героини, как неряшливая и беспомощная Федора из сказки К. Чуковского «Федорино горе», ленивая и завистливая Марфушка с экранизированной сказки «Морозко». Девочки, пытаясь понять этих персонажей, стараются быть не похожими на них, скрыть, а затем и искоренить в себе несимпатичные качества и чувства. Хорошо, когда мать поможет дочери в этом, критически относясь, в том числе и к самой себе.