Педагог психолог в школе

11221
педагог психолог в школе

Мне недавно, что было совершенной неожиданностью, предложили работу преподавателя психологии в университете. Я была горда, счастлива и одновременно растеряна … Странные сомнения затмевала радостная весть, противоречивые эмоции роились в душе. Педагог психолог в школе, это то о чем я мечтала в университете, но… С одной стороны, облегчение: прощайте надоевшие совещания, дурные проверки, истеричные родители, толстокожие учителя, разбалованные дети. Одним словом — чужие проблемы! Меня ждут взрослые люди, которые сознательно выбрали профессию, доброжелательные коллеги, лучший в мире шеф! (Иллюзии, но кто знал?). С другой стороны, терзало эгоистическое — на кого я оставлю…? Мой дорогой кабинет, утреннее чаепитие с Ириной Сергеевной, свой статус заместителя директора по социально-психологическим вопросам и … конечно, тех, к кому приросла, тех, кому помогла и не смогла помочь, тех, кто заставил задуматься над собственным назначением и разочароваться в профессии !

Итак, кто они, психологи после меня? Как работают, чем живут, заботятся ли о кабинете лучше меня? Вот они, болезненные вопросы!

Понимание потери росло на новой должности день за днем! В школе я была единственным и лучшим психологом. И неважно, что из этого является причиной, а что следствием. В университете я стала одной из многих, обычной преподавательницей обычной кафедры. Конечно, разница ощутимая. Сначала недели не проходило, чтобы я не бежала в школу зализывать раны. Далее приходила каждый месяц, потом в праздники, сейчас почти не заглядываю — зажило. Каждый последующий психолог воспринимался проще, ощущение конкуренции беспокоило все меньше, пока не исчезло совсем. Однако среди тех, кто после меня, есть один человек, впечатление о котором так и не определилось, человек-загадка.

Педагог психолог в школе сменился, директор не нарадуется: «Трудолюбивый, толерантный, специалист!» У меня на душе кошки скребут: «Неужели лучше меня?»

— Ира, — спрашиваю свою старую подругу, — неужели действительно такой гениальный психолог? Мне Инна Ивановна все уши прожужжала: «И то сделала, и то смогла». Кто это вообще?

— Успокойся ты, действительно психолог хороший. Я ею довольна, мои малые также. Все, что не попросишь, сделает. Себя вспомни. «Это не этично, то не профессионально». От Ирины такого никогда не услышишь. Тестировать — так тестировать, консультировать — так консультировать …

— Но …

— Не знаю, что за «но» … ты не подумай, я не говорю, что она лучше, однако психолог хороший. Работает с утра до вечера, без «свободных четвергов», даже в субботу выходит, и все каникулы просидела в школе. Словом — фанат своего дела!

— Хочешь сказать — не то, что я?

— Не хочу! Ты студенткой была, а она уже закончила, на учебу не отрывается.

— Кто она?

— Кстати, ты ее должна знать, она учительницей начальных классов была, под сокращение попала, а тут выяснилось, что за второй специальностью — психолог. Вот и работает, уже второй год пошел. Ирина Липская. Помнишь?

Встревоженная и разъяренная нескрываемой похвалой в пользу нового психолога, решила — зайду, познакомлюсь, посмотрим, что там за психолог! Кто такая Ирина Липская я не помнила, хоть убей. По дороге пыталась вспомнить.

«Липская, Липская, кто это? Всех, кто выпускал классы, помню, там такой не было. Среди тех, кто принимал первоклашек, тоже. Значит, вторые-третьи? Кто же из них? Помню, была одна беременная учительница, может, вышла из декрета? Приятная, спокойная, с очень тихим голосом, но неприметная, никогда не обращалась. Еще одна заслуженная. Нет, ее бы не сократили. Кто-то из молодых, и Инна Ивановна девочкой зовет. Наверное, молодая. Может? Но вряд ли. Это дети ненавидели. Кричала, в туалет на уроках запрещала выходить. Будто и умная, активная, но с детьми не ладилось – как не один скандал, то другой ».

Вот они, двери кабинета на низ надпись — педагог психолог, в школе эти двери хорошо знали. Замедляю ход, делаю глубокий вдох. По коже — мурашки. Кто же она? Задерживаю руку … Стучу. Слышу: «Заходите». Отворяет дверь — в кабинете пусто. Голос с из-за шкафа: «Я сейчас, минуточку подождите». С этой шкафом я уже знакома, они (психологи и социальные педагоги) там чай пьют, детей консультируют и, предполагают, от посетителей прячутся. Через минуточку показалась симпатичная приветливая девушка. Мелькнуло: «Не помню такой».

— Здравствуйте, зашла поздороваться, я бывший психолог.

— Я помню вас, Виктория Валериевна! Хорошо помню. Правда, с моим классом вы почти не работали, только интеллект как-то измеряли. 2-Б, 23 аудитория, помните?

— Но! ..

Я почувствовала, как зашевелились на голове волосы. Это невозможно, но это была она. Учительница, которую ненавидели дети. Громко глотнув удивление, я спросила о делах, работе, моих маленьких клиентах, которые успели вырасти. Обычные вопросы — обычные ответы. Ирина Анатольевна не могла нахвалиться своими успехами и достижениям. И действительно, работы, которую она переделала по год, мне бы хватило лет на пять: на каждого ребенка принято индивидуальные карточки с результатами тестирований и консультаций, стопками лежат тексты выступлений на родительских собраниях и педагогических семинарах, папка с тренингов также немалая. Как? Почему? В чем секрет? Наконец я решилась и выдохнула:

— Почему вы решили стать психологом?

— Вы удивлены? Знаете, никогда к этому не стремилась, думала — не мое. Совпадение обстоятельств: предложили — попробовала — понравилось! А сейчас я уверена учителем я работала по принуждению, а вот психолог — по призванию.

— А как же дети? Насколько я помню, у вас с ними не очень ладилось? — Стараюсь быть более корректной.

— Не ладилось, правы. Не тревожьтесь тем, что спросили. Я нормально на это реагирую. Среди людей же работаю, они не слепые. Знают, как было раньше. Наверное, не родилась я быть учителем, а психолог — это другое. Раньше учила, требовала, контролировала; сейчас — предлагаю и помогаю. Это совсем разное. Знаете, меня с работы домой не вытянешь. Казалось бы — остановись, отдохни, удели время собственной семье. Не могу. Я, как вечный двигатель. Горю на работе в прямом смысле. И то хочу успеть, и это сделать! Вот только закончила изучать психологический климат в старших классах, дальше надо тренинги проводить, а еще социальным педагогам помогаю с «запущенными» работать, и завуч по воспитательной попросила по «тяжелых» походить, с семьями пообщаться. К тому же, я педагог психолог в школе, а вы знаете сколько хлопот создает это профессия,  проверка на носу — надо документацию подтянуть …