Психология или тестология?

тестология
Психология или тестология

Соблазн, который постоянно подстерегает юных, и не слишком, психологов — продемонстрировать всем вокруг результаты собственной деятельности. Возникает непреодолимое желание доказать свою важность, показать, что твоя работа нужна, что она приносит результат. Скажете, вполне нормальные стремления? Согласна. Но в отличие от учительской, наша служба «и опасна, и трудна, и на первый взгляд как-будто не видно». Невозможно научить человека не создавать проблем себе и другим так же быстро, как решать задачи на два действия. Жизненные правила гораздо сложнее за грамматические, а поведенческие реакции взрывоопаснее за химические. В психологии не может быть быстрого результата. Это аксиома.

Однако среди психологов, так же, как и среди учеников, есть такие, которые могут опровергнуть любую аксиому. Не буду жаловаться на коллег, которые стремятся мгновенного результата, ведь сама не устояла и …

Понимаете, в нашей лучшей школе и психолог должен быть лучшим. Человека судят по результатам его труда. Три месяца моей работы результатами не впечатляли. Учителя были не слишком довольны «зеленым психологом», что «пихает нос не в свои дела».

Капитолина Михайловна несколько раз во время занятий находила в моем кабинете старшеклассников. Ивана Голенко, как выразилась Ольга Викторовна, «после психологической обработки» мама перевела в прогимназию. Правда, дети 5-Б стали намного спокойнее и учатся лучше, но на педраде пришли к выводу, что «произошла естественная адаптация», и я, разумеется, здесь ни к чему.

Эмоционального выгорания подкралось незаметно. Сначала стала опаздывать на работу и забывать о договоренности с учителями. Далее — хуже. Простудилась, спряталась в болезнь. Нашли. Позвонила директор:

— Кончай болеть. Некогда. Работы куча. К нам через две недели должны приехать гости, комиссия из министерства. Их надо поразить. Поняла?

— Понятно. А чем?

— Будем тестировать школу на интеллект!

— Всю?

— А как ты думала? Конечно всю! — Пока я успела переварить новость, в трубке отрывисто загудело.

Идя в понедельник в школу, я пыталась придумать способ, каким образом протестировать всю школу (две тысячи детей) на интеллект и зачем это нужно?

— Ты как маленькая, — предвещала Инна Ивановна. — Сама жалуешься что не видишь результатов своей работы. Вот и увидишь. Будем знать интеллект каждого, комиссии покажем графики, разные диаграммы. Далее — тенденцию изучим. Класс! — Сама от себя радовалась директор, искренне не понимая моих колебаний.

— Но что это нам даст? Интеллект — показатель динамичный. К тому же, для разных возрастных периодов разработаны различные тесты, их результаты почти невозможно сравнивать между собой. И как можно диагностировать за две недели столько детей? Диагностировать можно, а обработать результаты? — Остановись! Я уже всех сообщила! Будем тестировать!

— А? …

— Думай сама!

С начальством не спорят. После получасового обдумывание способов самоубийства я уловила себя на том, что почти сгрызла карандаш. Этот кусочек искалеченного дерева привел меня в чувство и, по словам директора, в «фантастическую мысль», которая заключалась в том, чтобы сделать не просто тестирование, а компьютерное тестирование. Во-первых, так можно реально успеть за две недели, во-вторых, — создать такую ​​имитацию кипучей деятельности, что комиссия будет не просто довольна, — поражена.

Спонсором этой акции стал мой научный руководитель: дал мне компьютерные тесты, показал, как ими пользоваться и корректировать интерпретации с минимальными затратами сил и энергии. Я ему обязан многим, но больше всего — жизненной философией: «Не создавай лишних проблем, а те, что есть — решает в меру поступления!»

Школьники стройными рядами шли на тестирование в единый компьютерный класс школы, выслушивали мои инструкции и смело жали на клавиши, обнажая свой ​​интеллект перед проницательными программами. Бедные компьютеры чуть не дымели от напряжения, но за них и дымил, и кипел наш учитель информатики Роман Петрович. Его душа не могла выдержать такого вандализма. Целую неделю «эти ненормальные дети» мучили его «несчастные машинки». Согласитесь, высказывания заслуженного учителя интересные именно в сравнении.

Стыдно сказать, но я даже удовольствие почувствовала, сбивая в ровненькие стопки розпечатки тестирования. Это же столько работы, столько результатов! Приехала комиссия. Наша школа снова лучшая. И вот он, желанный момент — на педраде, перед всем коллективом, директор выражает мне благодарность за «добросовестный труд на благо родной школы»!

Постепенно гордость отпустила, на ее место пришли упреки совести и осознание глупой работы. Но вот дилемма: что лучше — работать в интересах других и не получать за это никакого признания, или работать на результат и одобрения, не принося никакой пользы?

Р. S. Похоже на цинизм, но меньшую по масштабам историю пересказал мне коллега. Его жена пришла на декретное место психолога в один из ведущих детских садиков нашего города. Психологическая фишка сада — работа над повышением демократичности в общении воспитателей с детьми. Пять лет подряд психологи диагностируют эту самую демократичность и отчитываются о ее постоянном росте. Прикол в том, что за эти пять лет демократичность достигла и превысила сто процентов! Круто?