Ребенок смотрит телевизор — плюсы и минусы

rebenok-smotrit-televizor
Ребенок смотрит телевизор

Не так уж редко можно услышать жалобы на то, что дети смотрят телевизор очень много, а также много времени проводят перед компьютером. Одних родителей, беспокоит ухудшение физического состояния сына или дочери, другие обеспокоены тем, что ребенок ничем больше не увлекается, не читает книг, не играет с друзьями во дворе, не занимается спортом. Но далеко не все взрослые задумываются над вопросами: «Почему же ребенок сидит перед монитором или телевизором? Что влияет на сознание, направляет мысли и поведение детей? Какова роль в этом тех, кто находится рядом, а иногда и «толкает» на бессмысленное сидение у экрана, чтобы «не путался под ногами», «не связывался с плохой компанией», «не простыл под дождем»?

Известно, что любой ребенок просто не умеет самостоятельно организовать свое свободное время, не испытывает потребности в активном поиске информации (например, чтение книг, и не только по школьной программе). К экрану могут затянуть одиночество (ведь ребенку, подростку плохо без друзей, которые его понимают!), Желание получить ответы на вопросы, которые взрослые «обходят стороной» — мол, еще не дорос, или не в состоянии объяснить суть волнующих проблем, найти пути их решения.

 

Можно ли детям смотреть телевизор

 

Наверное, правы те родители, которые сами советуют детям посмотреть ту или иную телепередачу, фильм, скачанный из глобальной сети. Если те художественный фильм по произведению классика, то не лишним будет ознакомиться с первоисточником. Это настроит ребенка на активное, целенаправленное восприятие ленты. После ее просмотра полезно выяснить, какие мысли, чувства возникли после увиденного, помочь ребенку понять сложные повороты сюжета, поступки героев, отношения между ними. Привычка вдумчиво относиться к увиденному способствует избирательности. Кроме того, ребенок будет считать бессмысленной тратой времени перед экраном телевизора или монитора, когда он неразлучен с книгой, имеет общие интересы и занятия со сверстниками, захватывающие, а не «скучные и бессмысленные», как ей кажутся, поручения дома. Можно с удовольствием наблюдать, как мамы и папы «включаются» в просмотр детских и молодежных программ. При этом они обмениваются впечатлениями со своими приятно удивлены, детьми.

Но есть и такие, которые не интересуются впечатлениями сына или дочери. Еще хуже, когда взрослые навязывают свои, иногда циничные, взгляды, на те, или иные явления, события, черты характера персонажей, что может стать причиной появления нежелательных мыслей и поступков детей и подростков. Недопустимо, чтобы увиденное на экране переносилось на самого ребенка, влияло на оценку его личности. Например, мать, увидев сцену интимных отношений между мужчиной и женщиной (кстати.

не вникая в содержание фильма), унизительно обращается к дочери-подростку: «Что ты смотришь эту гадость? Может, тебе «это» уже интересно? Очень взрослая стала, да?».

Понаблюдайте, в какие игры дома наедине и вместе с ровесниками играет ребенок. Ведь увиденное и услышанное на экране, часто воплощается в реальной игре. Иногда мы, взрослые, замечаем, что наш славный сынишка или дорогая дочка выбирают роли отрицательные, подражают пусть и яркому, но нередко «негативному» герою или героине.

Мы наблюдаем, как дети разыгрывают сцены насилия. Но безвредны ли подобные «шалости»? Откуда к ним это желание? Может, не только телевизор в этом виноват? Присмотритесь: родители сажают детей рядом с собой и смотрят боевики, детективы, многочисленные телесериалы без объяснений, давая детям возможность самим выбирать пример для подражания, забывая, что, прежде всего, от них самих, их взглядов, жизненных позиций зависит то, каким вырастет ребенок. Как взрослые ведут в повседневной жизни, нет между ними ссор, грубости, неуважения, как они относятся к своим детям, а также пожилым родителям?

Многие взрослые ежедневно смотрят, боясь пропустить, многочисленные телесериалы, которыми наполнен сейчас телеэфир. Они стали своеобразными наркотиками, инъекциями, без которых день кажется бесполезным или неинтересно прожитым! В наше стрессогенное, больное время немало взрослых «прячут голову в песок» после изнурительной борьбы за выживание. Не по этой ли причине и дети иногда бегут и прячутся в иллюзорный мир, «виртуальную реальность», чтоб сыграть чужую роль или самих себя, по-настоящему открываясь и утверждаясь в нереальном мире?

Исход поединка между прекрасным и безобразным, возвышенным и низким, благородным и ничтожным на экране души подрастающего человека значительной степени зависит от взрослых, их точки зрения, а также от отношении к сыну или дочери, к их внутреннему миру.

 

Вредно ли смотреть телевизор ребенку

 

В играх на компьютере, как и в просмотре телепередач, нет ничего плохого. Все дело в общей направленности содержании игр и фильмов и в их дозировке. По нормативам школьникам до 14 лет после 10-12 минут перед компьютером нужно на 10 минут делать перерыв, подвигаться. Всего желательно работать в 1 час в день, а старшим детям — не более двух часов. Но избежать общения с компьютером практически невозможно, поскольку сейчас школьники черпают там информацию, которой нет в учебниках.

Всестороннем и гармоничном развитии личности ребенка способствуют компьютерные обучающие программы, например,  рисование. Дети могут пользоваться любым художественным «компьютерным» инструментом, это может быть карандаш, фломастер, тушь, аппликации и прочее. Существует направление лечения искусством — «компьютерная арт-терапия», которая органично сочетается с традиционными методами художественной терапии (например, коррекция эмоционального состояния ребенка и использованием музыки, танца, рисунка, живописи). Своеобразной терапией служат различные сайты знакомств, с помощью которых дети и подростки в определенной степени компенсируют отсутствие близких друзей, учатся общаться между собой. Однако и тут дети нуждаются подсказках и помощи взрослого.

И все же, предложите сыну интересное совместное занятие, например, собрать вместе с папой самолет из конструктора, а дочке — приготовить с мамой вкусное блюдо и угостить им друзей, пойти с соседской девочкой в ​​луна-парк. Подготовить карнавальные костюмы к празднику. Или сделать всей семьей «шумную вылазку» в осенний лес. Может, тогда детям самим не захочется садиться перед экраном телевизора или монитора? Или по крайней мере это уже не будет стоять для них на первом месте.