Управление ребенком

Управление ребенком
Управление ребенком

Порой ребенок просто не умеет или не знает, как выполнить какое-то задание. А если он не знает, как выполнить задание, то как может получить за это награду? Время от времени нужно вознаграждать ребенка за маленькие шаги на пути к цели.

Манипуляция ребенком

Я, например, хотел, чтобы моя дочь Катя, когда ей было четыре года, научилась застилать постель. Сначала я показал ей, как это делать, и предложил, чтобы завтра утром она попыталась выполнить эту задачу сама. Когда я пришел проверить, как она дала себе совет, увидел, что кровать застелена наполовину. Я похвалил ее за приложенные усилия, говоря : «Первая удачная попытка, дорогая. Я горжусь тобой. А сможешь завтра застелить целое кровать?» И снова продемонстрировал ей, как правильно это делать. На следующее утро Катя с большим энтузиазмом повела меня в свою комнату, чтобы показать следующую удачную попытку. Я снова похвалил ее и предложил ей окончательно усовершенствовать свое новое умение, а именно — чтобы в следующий раз, застелить кровать, она сверху положила подушку. Третьего утра возбуждено Катя показала мне правильно застеленную постель! Я, конечно же, похвалил ее за хорошую работу, которую она выполнила, и сказал, какой я горд, что она проявила большое терпение и так сильно старалась. Теперь каждое утро она сама стелет постель и даже критикует мои умения в этой сфере. И Катя может быть хорошим примером такого метода воспитания.

Родители прекрасно знают, как маленькие дети умеют мешать во время телефонного разговора. Катя в этом отношении не была исключением. Чем чаще я ей говорил, чтобы она подождала, пока я положу трубку, тем больше досаждала мне. Через некоторое время я понял, что, обращая на нее внимание, вознаграждаю ее за плохое поведение. Я должен это изменить.

Через несколько дней выпала прекрасная возможность осуществить этот замысел. Вечером раздался телефонный звонок. Поднимая трубку, я заметил, что Катя играет вблизи своими игрушками. Телефонный звонок оказался ложным (кто-то набрал не тот номер), поэтому Катя не имела достаточно времени, чтобы среагировать соответствующим образом. Я тут же воспользовался случаем и сказал что очень благодарен ей за то, что позволила мне спокойно поговорить по телефону. Сначала она выглядела удивленной, но через несколько секунд на ее лице появилась мудрая улыбка, как Катя хотела сказала : «Неужели я это действительно сделала?»

В тот же вечер телефонный звонок прозвучал еще раз. Когда я встал, чтобы поднять трубку, услышал, как Катя бежит по коридору. Уже через мгновение она стояла позади меня. К моему удивлению, она положила голову мне на колени и оставалась в этом положении до конца моей сорокапятиминутного разговора. Когда я положил трубку, Катя сразу подняла голову и спросила : «Папа, ты теперь гордишься мной? Я не мешала тебе, когда ты разговаривал по телефону!» Я взял ее на руки, обнял и сказал, что действительно очень доволен ею! Похвалил ее за то, что смогла достичь такого успеха, и с тех пор она больше не препятствовала мне разговаривать по телефону. А я постоянно помню о том, чтобы время от времени похвалить ее за надлежащее поведение во время моих телефонных разговоров. Помогая ребенку сосредотачиваться на себе наше  внимание соответствующим поведением, выбираем самый эффективный способ увеличить количество случаев желаемого поведения и уменьшения нежелательного. И это действует гораздо лучше, чем то, когда обращаем внимание на ребенка только тогда, когда он ведет себя плохо. Такой подход имеет еще и дополнительные преимущества, а именно — ребенок начинает чувствовать, что лучше узнал определенные вещи, он становится увереннее в себе, растет его самооценка и увеличивается мотивация хорошо себя вести.

Если ребенок приносит домой табель с оценками и в нем стоят сами оценки «отлично» и одна «удовлетворительно», то родители имеют выбор: либо сосредоточить свое внимание на отличных оценках, или на удовлетворительной. Концентрируя внимание прежде всего на удовлетворительной оценке, только увеличат у ребенка чувство стыда и поражения. Такой подход не поощрит ребенка к упорному труду в следующей четверти.

В такой ситуации гораздо эффективнее было иметь усилия ребенка и похвалить,

и только потом спросить, не нужна ли помощь по предмету. Он почувствовал бы подъем и желание дальше работать. А значит, появились большие шансы, что он в будущем поработает и исправит оценку (потому что родители обратят внимание прежде всего на отменные оценки ) и охотнее попросит о помощи, если того потребует ее. Порой трудно обнаружить такое поведение, за которое можно вознаградить, похвалить ребенка, особенно когда речь идет о детях.

 

Быстро приучить ребенка к горшку

 

Одна женщина, выслушав мою публичную лекцию во время собрания Ассоциации родителей и учителей, пришла ко мне за советом. «Стараюсь приучить ребенка к горшку. Как мне вознаграждать его за то, чего он еще не умеет и не знает?»

Я признал, что научить ребенка садиться на горшок нелегко, ведь при этом сталкиваемся с целым рядом вызовов. Поэтому я предложил, чтобы женщина каждый раз, когда сама идет в туалет, брала с собой дочку, там сажала ее на горшок и разговаривала с ней так, как обычно. В конце концов девочка сядет сама, или подражая маме, или случайно. Если это наконец произойдет, то тоже должна трактовать это событие как большое достижение. Я также напомнил ей, чтобы она, стараясь научить дочь садиться на горшок, проявила терпение.

Повторю еще раз: прежде всего следует запомнить, что дети требуют внимания. Внимание является для них наградой. Как отец или мать можешь выбора, сосредоточиться на хорошем поведении ребенка и вознаграждать ее за это, или преимущественно подчеркивать плохих поступках и действиях. Сначала это потребует определенных усилий с твоей стороны, потому должен будешь выбрать другой объект внимания, но вскоре такая смена окупится сторицей. Получишь ощущение полной самореализации, а также здорового и счастливого ребенка.