Все должны любить меня. Значение внешней оценки

Все должны любить меня
Все должны любить меня

Эта проблема возникает когда чувство достоинства и самооценка человека зависят от мнения окружающих. Но когда у ребенка возникает чувство что все должны его любить, и кто способствует развитию у него идеи о том что он должен делать все что-бы поразить других, быть лучше для каждого?

Яна, привлекательная женщина, которой тогда было чуть больше двадцати лет, со слезами на глазах рассказывала о своем свидание. Молодой человек приехал за ней домой и сообщил, что изменил планы относительно их свидания. В кафе заказал обед без согласования с ней, а также курил за столом, не спросив у нее разрешения. Очень много разговаривал по мобильному телефону, а остальное время говорил только о себе. Поэтому ничего удивительного, что Яне было не слишком весело. Она пришла ко мне в кабинет, плача, ибо человек тот не позвонил ей, договориться о следующем свидании. Она все время думала о том, что могла сделать не так!

Сергей, другой мой клиент, в панике позвонил мне. Был очень взволнован, когда рассказывал мне о том, что произошло у него на работе Сергей, вместе с коллегой работал над совместным проектом. Утром, перед подачей готового проекта руководителю заметил, что не хватает итоговой части, которую должен был сделать его коллега. А когда обратил ему внимание на то, чего не хватает, тот разозлился и буркнул что-то в ответ. Это вызвало в Сергея (хотя он и был прав) опасения и угрызения совести, потому взрыв ярости коллеги был для него неоспоримым признаком того, что он сделал что-то плохо.

Между этими двумя историями есть что-то общее. И Яна, и Сергей, чтобы хорошо себя чувствовать, отчаянно ищут одобрения со стороны других. Ожидая внешней оценки, стремясь ее, оба готовы усомниться в собственной мотивации, впечатлениях и действиях. Самооценка Яны и Сергея зависела от мнения других.
От раннего детства нас учат налаживать хорошие отношения с другими людьми. К нам настойчиво пытаются донести информацию, что следует подчиняться желанию родителей, учителей и других авторитетов. Нас также поощряют к тому, чтобы мы мирно играли с другими детьми и избегали конфликтов, когда это только возможно.

В нашем обществе такая информация особенно сильно влияет на девочек. И даже если мы очень постараемся изменить, ослабить стереотипные взгляды на зависимости жизненных ролей от пола, различия между теми сведениями, которые доносят до мальчиков и девочек, останутся. Родители постоянно поощряют ребят соревноваться, конкурировать и достигать все более лучших результатов. Зато девочек обычно учат, что они должны быть симпатичные и заботливые. Так происходит даже тогда, когда родители пытаются избежать такого разделения.

Так в чем же проблема? Что плохого в том, что учим наших детей быть милыми? Или мы не должны учить детей налаживать хорошие отношения с другими?

Отстаивать свое мнение

Конечно же, что должны. Очень важно учить детей, как жить с другими, и как, когда надо, подчиняться авторитетам. Проблемы возникают тогда, когда на этом обучение заканчивается. Ведь важно сохранять равновесие между потребностью приспосабливаться к другим и пониманием того, что конфликты — это нечто нормальное и неизбежное. Мало того, мы должны научить наших детей, как правильно выражать свои чувства и уверенно чувствовать себя при этом.

Дети, растущие с убеждением, что должны удовлетворять всех, в будущем чувствуют страхи и сомнения относительно значимости собственной личности. Их чувство собственного достоинства будет находиться под контролем других. Если ты меня любишь, то это означает, что со мной все в порядке. А если меня не любишь, то это означает, что со мной что-то не так. И взрослые, и дети, чувства и собственной значимости которых зависит только от мнения и оценки других, тяжело переживают давление с их стороны, неудачные отношения и напряженные ситуации.

И позволив детям осознать, что они не могут и не должны осчастливить всех, поможет им защититься от тех ложных убеждений, о которых здесь идет речь.

Родители должны объяснить детям, что в жизни не удастся избежать конфликтов и, хотя и следует выслушивать другие мнения, одновременно надо отстаивать собственную позицию, настаивать на своем, если ты уверен в своей правоте.

Соглашаясь как родители с тем, что дети порой могут иметь противоположно, чем мы, мнение по тому, или иному поводу, иногда должны их убеждать в том, что их чувства и потребности так же важны и ценны, как наши, даже если отличаются от наших.

Поощряя наших детей к тому, чтобы они полагались на собственные убеждения и оценки, даже сталкиваясь с неодобрением других, укрепляем их способность противостоять давлению окружающих. Подростку прошедший такой урок, легче сказать «нет», когда его товарищи захотят, чтобы он после уроков закурил вместе с ними сигарету. Молодой человек, который научился отстаивать собственное мнение и не отступать от своих намерений, также не так легко поддается давлению, а сталкиваясь с настойчивым побуждением к половой жизни, к которой он еще не готов.