Двойные стандарты

Двойные стандарты
Двойные стандарты

Выход, как правило, находится там же, где и вход

(С. Ежи Лец)

До того как стать психологом я не задумывалась о таком понятии как двойные стандарты, но в школе пришлось. С первых дней работы школьным психологом я сдружилась с учительницей младших классов Ириной Сергеевной. Сначала не видела ничего страшного в том, что она и ее дети мне приятнее других. Постепенно заметила, что лучшие уроки развития — в 4-Б, наивысшие интеллектуальные показатели — в этом же классе, меньше психологических проблем — в тех же детей. Совпадение? Где-то в окрестностях сознания мелькали мнение о профессиональной этике и двойном отношении, но побеждало коварное: «Если это никому не вредит — Нет ничего плохого».

Двойные отношения — вещь непредсказуемая, такое себе раздвоение личности, когда чувства становятся помехой профессионально правильным решениям. Казалось: ну что тут такого? Работаем вместе, сдружились. Психолог — тоже человек! Оно конечно так, но с другой стороны … Как принять беспристрастное решение, если оно будет касаться подруги? Как пренебречь ее интересами в пользу объективности? Как удержать в себе служебную информацию, влияющую на ее жизнь? Как?

В конце года меня обязали «на основе научного подхода» обеспечить преемственность кураторства между младшей и средней школой, вот тут то я и увидела что такое двойные стандарты в действии. «Сделай что-нибудь», — сказала директор, и я взялась за психодиагностику теперешних и потенциальных классных руководителей, составляла данные, пыталась отыскать лучшего будущего классного руководителя, который бы поддерживал продуктивный стиль в работе с детьми или сломал деструктивный, если такой существовал раньше. Протестовала темперамент, особенности общения и поведение во время конфликта. Разложила все отчеты, составила данные и … не нашла ни единого идеального варианта!

Кандидатов больше, чем классов-выпускников. Но это иллюзия выбора. Вспомнился рисунок в сатирической газете. Кладбище, могила и эпитафия: «Не все йогурты одинаково полезны». С учителями то же!

Как-то сидим, пьем кофе. Ирина жалуется на судьбу своих маленьких выпускников, я — на результаты тестирования. Постепенно скатываемся к банальным сплетням, завуалированных психологией.

— Не знаю, что делать. Сердце разрывается. Кому малые достанутся?

— Не переживай, как-то решим. Я всех продиагностировала. Подберу твоим малым хорошего классного руководителя.

— Ага, было бы из кого подбирать. Ты же говоришь: «нет идеального варианта»!

— Идеального нет. Но «нормальные» есть.

— Не знаю, не знаю … Кого ты предлагаешь? Федорову? Она хороший специалист, но сердце у нее железное, разрушает детей своими требованиями и принципами. О! Дай ей 4-Г, пусть покажет им, где раки зимуют.

— Ты что? Она меня пыталась лимоном подкупить, обещала убить малых, если ей достанутся, — прыскает смехом, Ира поддерживает.

— Горовой, боюсь, слишком мягкая и молодая еще, не удержит моих разбойников? Половец вообще ничего с детьми не делает, ни праздников, ни дискотек, а мои привыкли, каждый месяц что-то придумываем. О других и говорить не стоит. Так трудно. Я расстроена, и малые это чувствуют: притихли, даже с выпуска не радуются.

— Мне кажется, Федорова — вариант: сангвиник, требовательна, но неконфликтна. Лучше твоим подойдет.

— Не знаю. Может, и подойдет. Разве этих предметников поймешь? Целый год в глаза не видят. А сейчас дружат. Ходят, конфеты носят, чаевничают. «Ирочка то, Ирочка это». «Какие у тебя детки». «Вот бы мне твой класс».

— Да-а …

— Только на тебя надеюсь. Помоги. Предложи Хоменко. Я ее с детства знаю, в одном дворе выросли. Она моих малых не обидит, и я к ним ближе буду.

— Хоменко? Но она эмоциональная, взрывная, свое мнение ни за что не уступит.

— Ну и что? Зато хорошая и я ее всю жизнь знаю.

— Ира, «всю жизнь знаю» — не психологический критерий!

— Критерий! Ты мне подруга или? …

«Или кто? — Осенило, — психолог?» Стало жутко. Я, наплевав на конфиденциальность, перемываю косточки учителям школы, ставлю интересы одних детей выше интересов других … Вот они сети двойных стандартов. Попалась. Что делать?

Решила снять с себя ответственность. Пошла к директору, показала все результаты и возможные варианты. Сама — никаких конкретных советов. Держалась, как партизан. Чего это мне только стоило!

На финальной в этом учебном году пятиминутке Инна Ивановна взяла слово, объявила новых кураторов и торжественно сообщила, что в этом году все делалось «на основе психологического тестирования и научного подхода». Никто и не засомневался, что всеми желаемый 4-Б именно благодаря «научному подходу» достался директорской дочке — Руслане Горовой.

 

Р. S. Руководитель может необоснованно поднять зарплату своей «любимой» секретарше; адвокат, защищая на суде бывшую жену, может отомстить за прошлое, учитель, который учит своего ребенка, может поставить оценку за «неубранную постель» или «день рождения» … Каждый из нас рискует попасть в ловушку название которой двойные стандарты. Другое дело — что с этим делать?