Тяжелые дети… Или взрослые?

tyazhelye-deti
Тяжелые дети

«Тяжелые» дети не появляются сами по себе. Трудновоспитуемость возникает по разным причинам. Одной из них является деструктивный влияния среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Родители и другие взрослые члены семьи, воспитатели в детском саду и учителя в школе могут помочь полноценному физическому и психологическому развитию растущей личности, а могут и тормозить или даже искажать его. Так проявляют себя «тяжелые» родители и учителя.

Трудные родители отличаются от других взрослых тем, что имеют более широкие «контролируемые извне возможности (во временном и пространственном отношении) в применении стратегий и средств« педагогического» воздействия. Среди них наиболее распространенными есть физические наказания, словесные оскорбления и унижения, выслеживание интимных сторон жизни своих детей, гипер- или гипоопека, высмеивание и запугивания, злонамеренная изоляция ребенка, унизительное и безразличное отношение к нему.

Трудные родители

Трудные родители воспитывают и «трудных» детей, несчастных мальчиков и девочек, социально дезадаптированых личностей, склонных к любым отклонениям в психике и поведении. Это может быть несамостоятельность, некритичность, способность слепо подчиняться сильным и властным авторитетам, безответственность за свою жизнь, побег из дома, кражи чужого имущества и денег, ранний опыт половой жизни, грубость, ненависть к ровесникам с более «счастливым детством» и многое другое. Рано или поздно такие родители будут нести бремя своего воспитания на собственных плечах, получая его от своих же детей в ответ давление и образы.

Тяжелые учителя

Тяжелые учителя имеют более ограниченное, регламентировано круг влияния на детей и подростков (а именно в школе и организованной внешкольной деятельности), но их действия должны быть узаконены административно согласованы в предписаниях, контролируемые. Но в действительности власть учителей имеет своевольный характер, что предполагает проявления деспотизма, несправедливости, унижения человеческого достоинства, тормозит развитие интеллектуальных, моральных, духовных и других потенциальных возможностей учащихся.

Такие тяжелые учителя применяют методы воздействия, не совместимы с идеями гуманизма и сотрудничества, нарушают требования, которых следует придерживаться в учебно-воспитательном процессе, а именно: доверие, уважение, требовательность к ребенку, взаимоответственность учеников в классе, формирование и отстаивание каждым собственного мнения, автономность и т. п.. В профессиональном арсенале «тяжелого» учителя в основном бывают административные, принудительные, авторитарные методы воздействия, порождающие трудновоспитуемого ученика, затрудняют его школьную и социальную адаптацию.

Основными проявлениями трудновоспитуемости в школе является плохая учеба, пропуски уроков и целых учебных дней, грубость в сторону учителей, неуважение к одноклассникам, порча школьного имущества, избежание участия в классных, школьных и внешкольных мероприятиях, нервные расстройства и даже психические заболевания. Тяжелые учителя часто считают проблемными не свой стиль и методы воспитания, а учеников, которые в той или иной степени противодействуют их мероприятиям. Тем самым педагоги переводят всю ответственность за поведение и развитие детей на них самих и их трудных родителей, которые, в свою очередь, не в состоянии исправить ситуацию.

Проблемные дети

Тандем трудные родители – тяжелые учителя является  крайне нежелательным, так как порождает «группы риска», пополняют ряды «детей улицы», правонарушителей, преступников, людей, отторгнутых семьей и обществом, а впоследствии и собой. Загнанный в тупик может стать опасным и для окружающих. И для себя самого. Это общая проблема, и решать ее надо тоже вместе.

Тяжелые, проблемные дети не хотят учиться, пропускают уроки, говорят глупости и непристойности учителям, конфликтуют с ровесниками, убегают из дома, курят, пробуют спиртное и наркотики и др. По оценкам ученых, примерно половина всех школьников — трудно воспитуемые. Причины их появления в основном кроются в том, что не удовлетворяются потребности ребенка в безопасности, защищенности, признании, любви со стороны важных для него людей. Трудно воспитуемыми часто становятся те, кто сопротивляется устаревшим, негуманным методам воспитания, подавляющие индивидуальность личности.

Если актуальные потребности не удовлетворяются, подросток начинает протестовать, реагировать на ситуацию неуспеха так, что сразу вызывает неодобрение, критику, осуждение со стороны окружающих. А это создает тупиковую ситуацию. В таком случае ребенку легче, как не удивительно, быть не «хорошим» и «образцовым», а «плохим», конфликтным, неприятным для всех, кто его не воспринимает. Это защитная реакция на невозможность конструктивно решить сложные проблемы.

Реакции взрослых на нестандартное поведение бывают разные. Можно понять родителей, которые сердцах жалуются: «Мы столько сил вложили в воспитание сына, а он говорит глупости и не подчиняется!». Но вызывает удивление, когда учителя, казалось бы, будучи обознаными с особенностью возраста, характерными поведенческими реакциями, проявляют просто педагогическую некомпетентность, возмущаясь «выходкам» подростков, создавая и увеличивая тем самым травмирующую психику ситуацию, в которой ученик находится.

Многие педагоги обращаются за консультацией к школьному психологу или добрым советом к коллеге. Часто после беседы с родителями приходит правильное решение, ведь они, как никто, могут знать всю предысторию конфликта. Хорошо, когда родители идут к учителю, чтобы вместе помочь ребенку.

Жизненный опыт показывает, что каждый ребенок способен высоко оценить душевное внимание к себе и своим проблемам, не останется равнодушным к такому взрослому и обязательно отблагодарит неподдельной любовью и уважением.

Ученые заметили, что в сторону трудных учащихся втрое чаще высказываются критические замечания и категорические требования, их чаще обвиняют в грехах, которых они не совершали, им меньше дают шансов на реабилитацию. Такие дети постоянно испытывают стресс, так как находятся в изоляции со стороны сверстников, ходят в «крайних» в учителей. Родители, со своей стороны, наказывают их за плохие оценки, не пытаясь проанализировать причины неуспеваемости, или просто отворачиваются от своих наэлектризированных, злобных, несговорчивых детей.

Находя друг друга, такие дети образуют группы себе подобных, обездоленных и социально неудобных. На самом деле просто тех, кого не захотели выслушать, понять, поддержать, кому было отказано во времени пообщаться, вместе пережить важные моменты. Кому не смогли помочь с позиции старшего, опытного, более сильного, терпеливого и мудрого человека. Те подростки, «назло всем» утверждают свою независимость и взрослость, но в формах, осуждаемых людьми, призванными не только сеять, но и с любовью орошать «хорошо и светлое» в каждом ребенке. Ребята, с которыми трудно, часто тяжелые сами для себя. Они испытывают трудности в общении с другими детьми, взрослыми, а также в понимании самих себя.

Большинство отцов и матерей, в лучшем случае после родительского собрания, говорят со своими детьми об их поведении в школе и в частности, об отношениях с другими детьми. Но, к сожалению, очень немногие ставят сыну или дочери такие, например, вопросы: «Есть ли в твоем классе мальчик или девочка, которых не любят, обижают, которые ведут себя вызывающе и это не нравится учителям? Может, однокласснику предложить свою помощь, как-то поддержать, защитить его? Давай это обсудим». Ведь в подобной ситуации может оказаться любой другой ученик. К тому же равнодушие ребенка к судьбе товарища может в будущем обернуться слезами разочарования его же родителям.

«Откуда же они, такие, взялись? Что их породило?» — Выкрикивают возмущены взрослые. С неуютного, равнодушного или деспотического нерадивого школьного окружения. Породил их взрослый эгоизм, нежелание обременять себя подростковыми проблемами. Виной тому есть и элементарная педагогическая неграмотность и нежелание родителей и школы сотрудничать, вместе решать даже мелкие проблемы, не дожидаясь их преобразования в настоящую трагедию.

Часто приходится слышать, что в наше время многие дети не хотят учиться и ходить в школу, что в голове у них только развлечения, что сегодняшние дети особенно жестоки. Давайте же посмотрим на самих себя, заглянем себе в душу и спросим, ​​чем мы сами живем, к чему стремимся, что ценим, как относимся к самим себе и окружающим нас людям, какие поступки способны, о чем и как мы говорим и детьми, которым служим примером. Тогда, может, уже с новых позиций будем решать: «Что же делать дальше?».